Взлет и падение модернистской архитектуры.

Модернизм впервые появился в начале двадцатого века, и к 1920-м годам известные деятели движения — Ле Корбюзье, Вальтер Гропиус и Людвиг Мис ван дер Роэ — создали себе репутацию. 

Однако только после Второй мировой войны она приобрела массовую популярность, после того как модернистское планирование было реализовано как решение предыдущей неспособности архитектуры и дизайна удовлетворить основные социальные потребности. В течение 30-х годов около 15% городского населения жили в бедности, и очистка трущоб была одной из многих социальных проблем этого десятилетия. Модернистское планирование было популярной идеей и использовалось в качестве решения этих проблем. Но движение не могло адекватно понять и удовлетворить социальную динамику семьи и общества, и в результате многие модернистские здания были снесены в семидесятых.

Вальтер Гропиус учил студентов Баухаузской школы дизайна чистоте форм и дизайну для лучшего мира. 

Фраза «форма следует за функцией» часто используется при обсуждении принципов модернизма. Он утверждает, что формы должны быть упрощены — архитектурные проекты должны иметь не больше орнамента, чем необходимо для функционирования. Модернисты считают, что орнамент должен соответствовать структуре и назначению здания. Семейная жизнь и социальное взаимодействие были в центре модернистской мечты о запланированной среде. «Идея заключалась в создании беспроблемных районов путем объединения блоков с террасами для создания площадей, зонирования услуг и удобств, связанных между собой дорогами». Во вступлении к «Модернизм в дизайне», Пол Гринхалх выделил основные черты дизайна, в том числе функциональность, прогресс, антиисторизм и социальную мораль. Эти принципы можно найти во многих ключевых воплощениях модернистской мечты — знаменитой вилле Савойе Ле Корбюзье в Пуасси. Это отсылка на исторический архитектурный дизайн; план новаторства был прогрессивным скачком для конца 1920-ых. Форма четко соответствует предназначенным функциям жилого здания, не неся ненужного орнамента, и открытое пространство, окружающее строение, а также интерьер открытой планировки поддается идеалам социальной жизни и общения. Модернистские идеалы не были применены к социальному жилью до 1937 года, когда Кенсал-хаус Максвелла Фрая в Лондоне применил принципы движения к схеме социального жилья. Это был успех и он до сих пор популярен среди его жителей сегодня. Затем он стал прототипом для других проектов социального жилья, чтобы последовать примеру современной жизни.

Многие проекты эпохи модернизма изначально были успешными, и публика стала связывать эту сильную эстетику с процветанием и прогрессом. В послевоенную эпоху амбиции модернистов и их сильное чувство социальной ответственности казалось настолько прогрессивным и многообещающим, что было понятно, что архитектурное обозрение должно провозглашать движение как стиль века.

Одним из успешных проектов архитектора Ральфа Эскрине был проект Byker Housing в Ньюкасле, который начался в 1960-х годах. Исторически Байкер начинался как деревня, но к концу 19-го века доминирующим типом жилья в области рабочего класса была квартира Tyneside. Условия были плохими, и жители района, как правило, страдали от переполненности, плохих санитарных условий и бедности. Несмотря на не желательную ситуацию, Байкер был известен своим характером и силой добрососедских отношений. Команда разработчиков стремилась сохранить это чувство общности, и поэтому «Байкер был одной из первых крупных попыток в Британии создать диалог между сообществом и архитектурой».

Комплекс государственного жилищного строительства объединяет в себе многоэтажные стены по периметру, малоэтажное жилье, общественные помещения и игровые площадки. Стена использует южную сторону, чтобы использовать свет и вид на город и реку Тайн. 20 процентов жилья размещены в стене, но оставшееся большинство содержалось в малоэтажных домах внутри. 

Проект принял современный подход к жизни, но смешал его с вниманием к тем, кто будет там проживать, недостаток которого был критикой многих модернистских событий. Эскрин принял более гуманный подход к модернистским принципам, но все же установил четкие линии, функции, прогресс и, прежде всего, социальную мораль. Он разработал свой план вокруг викторианских элементов района, таких как церкви, и некоторые из оригинальных булыжников и частей разрушенного здания муниципалитета Ньюкасла. Они были включены в общественные места. Возможно, интеграция местной истории таким способом, который идет вразрез с одним из принципов модернизма, установленным первопроходцами-архитекторами движения и изложенными Гринхалхом, была фактором, способствующим общему согласию в отношении успеха этого проекта. Большинство были счастливы жить в развитии, благодаря социальной преемственности и комфортной разнообразной среде. Эта проблема также вызывала беспокойство Джейн Джейкобс, автора книги «Жизнь и смерть великих американских городов». В своей книге Джейкобс обвинил Ле Корбюзье, одного из пионеров движения, в бесчеловечном процессе планирования, который не учитывал должным образом тех, кто должен был жить в запланированных событиях. Она утверждала, что модернистская эстетика была скучной, и ее сочинение способствовало продвижению улицы, в частности тротуара, как места, где сообщество может встречаться, общаться и контролировать свою личную жизнь. 

Однако не все модернистские проекты социального жилья были столь же успешными: многие были снесены с 1970-х годов из-за масштабного провала.

Конечным примером провала модернистской утопии является печально известная в настоящее время городская застройка Pruitt Igoe в Сент-Луисе, штат Миссури, завершенная в 1955 году. Проект был спроектирован в соответствии с модернистскими принципами Ле Корбюзье и состоял из 33 этажей высотой 11 этажей. Подъемные блоки, состоящие из небольших отдельных квартир. Существовали общественные зоны, включая большие коридоры, открытые пространства вокруг блоков и общественные комнаты для таких мероприятий, как стирка, предназначенные для усиления социального взаимодействия в обществе.

Однако к концу 1960-х годов «развлекательные галереи проекта и лифты с пропуском остановок, когда-то объявленные архитектурными инновациями, стали неприятными и опасными зонами. Большое количество жалоб указывало на то, что даже бедные люди предпочитали жить где угодно, кроме Пруитт-Айго. Бедность, преступность и сегрегация общества были основными проблемами для жителей. Было высказано предположение, что в этих социальных проблемах виноват модерн, и в качестве примера можно привести сравнения с соседней деревней Карр. Деревня была построена из малоэтажных жилых домов, схожих по демографической структуре с Pruitt Igoe, но в то же время оставалась полностью занятой и беспроблемной в течение всего периода от строительства до сноса соседнего здания.

Большая драма стала развиваться в 1972 году, когда 16 марта было снесено первое из зданий. Этот день архитектор Чарльз Дженкс объявил днем смерти современной архитектуры в своей книге «Языкпостмодернистской архитектуры».

Ле Корбюзье отметил, что технология позитивной силы сыграла в жизни людей революционные изобретения, такие как автомобиль и телефон. Он объявил, что дом должен быть «машиной для жизни». В своих конструкциях они использовали стекло, сталь и бетон, что позволило создать здания радикального дизайна, такие как небоскребы. Подобные постройки, несомненно, даже сегодня изменили городской ландшафт. Он и другие модернистские архитекторы считали, что для того, чтобы дом мог выполнять свои функции, он должен иметь чистоту формы хорошо спроектированной машины. Этот принцип может работать применительно к коммерческому зданию, но какая семья может честно сказать, что они работают как машина, как часы? Некоторые модернистские многоквартирные дома даже зашли так далеко, что диктовали и включали мебель и жалюзи, чтобы сохранить чистую эстетику во всем здании. Удаление домашнего уюта из интерьера вполне может способствовать чистоте в дизайне, но мало что способствует созданию «дома», а не просто жилой постройки.

Добавить комментарий